27 Мар 2015

Культура строительства

Совершенно очевидно, что с точки зрения выделения основных социальных функций никаких морфологических, конструктивных определений вещь не получает.

Но вне конкретной морфологии вещь не может существовать и обращается в абстракцию, отвлеченное понятие, далекое от живой реальности и имеющее лишь теоретическую, научную значимость. Вне морфологической определенности вещи любая из указанных функций не может быть реализована и останется в лучшем случае потенциальной возможностью. В этом смысле форма вещи выступает реальностью ее функций.

Важно понимать, что именно благодаря форме вещь оказывается элементом культуры. Человек действует ради Достижения целей, часто очень далеких от первичных биологических потребностей, он утверждает свое физическое существование для того, чтобы удовлетворять свои высшие Потребности.

При этом направление деятельности детерминировано социальными условиями, а конкретный характер деятельности задается культурной системой. Культура выступает как общий способ актуализации и осуществления деятельности людей, включающий в себя чрезвычайно сложную и многогранную систему выработанных механизмов стимуляции и реализации человеческих действий.

Эти механизмы, выступая в виде «значений» предметных форм, по большей части опосредуются вещами. Таким образом, именно форма оказывается носительницей культурных ценностей. Поэтому форма вещи отнюдь не есть нечто вторичное, автоматически возникающее из прямолинейной материализации функции. Форма, выступающая как составная часть культурной системы, есть существенный и во многом самостоятельный определитель вещи.

В связи с проблемами формы можно выделить еще один подход к функциональной классификации вещей. Наряду с вещами преимущественно орудийного назначения, которые как бы продолжают, усиливают, дополняют или заменяют естественные органы человека (орудия «продолжают» руку, одежда «дополняет» кожу и скелет и т.д.), существует особый класс вещей, составляющих внешнюю информационно-знаковую структуру, которая должным образом ориентирует человека не только в физическом, но и в социальном пространстве, помогает ему выбирать надлежащую линию поведения.

[в начало статьи]