30 Мар 2015

Переориентация художественного сознания

вввввСоответственно кардинально изменяется отношение к форме как чему-то, автоматически возникающему в результате материализации утилитарной функции.

Форма и ее знаковые аспекты приобрели самоценность, стали объектом самостоятельного интереса и изучения. Обостренный интерес к форме как таковой закономерен и в свете общей визуализации человеческой культуры.

Следует различать понятия «форма» и «структура». Структура есть «внутренняя форма» предмета, форма его Функции, и именно через нее функция связана с внешней формой. Если не брать в расчет «собственно искусство», где может и не быть разрыва между функциональной структурой и внешней формой как носительницей художественной образности, которая только и есть содержание произведения искусства, то между формой и структурой вещи не существует тождества, а есть сложная, нелинейная связь.

Но именно внешняя форма выражает вовне существо вещи, ибо через нее реализуются функции. Неопосредственно данная нашему восприятию форма является носительницей орудийного и знакового содержания вещи и выступает первым объектом эстетической оценки и эстетического творчества. Отсюда ведущая роль внешней формы.

«Не функция сама по себе и не ее внутренняя форма, а внешняя форма делает вещь вещью… Зависимость от вещи — это не столько зависимость от ее практических свойств, сколько зависимость от ее внешней формы, от видимости вещи, от видимости социальных отношений, овеществленных в товаре».

Так через «выразительность» вещи, ее семиотические и эстетические функции проявляется общественный, социальный смысл формы.

Еще Э. Кассирер считал, что человек по природе своей существо символическое, воспринимающее мир как систему символов. Эта мысль развивается представителями так называемого «символического интеракционизма» — направления в буржуазной социологии, согласно которому поведение человека обусловливается символической интерпретацией тех ситуаций, в которые он реально включен.

Для этого направления характерна переоценка символических аспектов поведения.

[в начало статьи]