31 Мар 2015

Развенчание парадокса переоценки формы

Но по-прежнему через форму, прежде всего именно через нее, человек будет постигать предметную среду как целостность — и не только формальную, но прежде всего как целостность условий гармоничного и всестороннего осуществления общественного человека в окружающем его предметном мире через творчество, как социокультурную тотальность, не ограниченную наличным своим состоянием, а непрестанно уводящую сознание современника «из дня сегодняшнего в день прошлый и будущий, во всю даль и ширь человеческой культуры».

Развенчание парадокса переоценки формы закономерно превращается в панегирик ей. Проще всего объяснить это преобладанием «художественной компоненты» в мировосприятии автора. Но причина здесь не только субъективная.

Сказываются объективные особенности современного этапа формирования предметной среды. Возможно, не стоило бы тратить столько времени на обоснование правомерности такого, если угодно «формализма», если бы ему не противостоял абстрактный ортодоксальный функционализм, лишающий среду ее человеческого содержания.

Раньше она была — не только в своих функциях, но и в формах — естественным выражением индивидуальности человека, конкретным, индивидуализированным условием его деятельности. Определяющим было, для кого именно изготовлялась вещь или строился дом, и, например, крестьянский двор вовсе не был некой абстрактной средой, одинаково пригодной и соответственно равно чуждой любому владельцу, он был индивидуализированной сферой обитания, организованной по строго индивидуальным меркам. Теперь предметная среда организуется «для всех». В учете всеобщих, общезначимых требований — сила функционализма, но здесь же и его слабость, ибо из поля зрения уходит конкретный человек, его неповторимая индивидуальность.

Узко понятый функционализм учитывает только формально всеобщие интересы.

И образуется замкнутый круг: абстрактный функционализм, исходя из абстрактного человека, производит абстрактную, ничего не говорящую личности среду и этим самым вновь воспроизводит абстрактного человека: результат его деятельности — условие его существования; в своем лишенном индивидуальных признаков продукте он порождает свое основание — абстрактного человека.

[в начало статьи]