31 Мар 2015

Своеобразные изменения

Понятие «хороший вкус» является весьма важной категорией «ритуальной культуры» социального символизма. Меньше всего это понятие связано со способностью человека к объективным эстетическим оценкам и суждениям.

Трактуемый обычно как признак индивидуальности, «хороший вкус» в социологическом смысле выступает всего лишь инобытием конформизма, ибо обозначает всего-навсего умение «улавливать» требования «стиля жизни» в формах поведения и вещей.

«Хороший вкус» легко интегрируется в систему социального символизма, который в общем и целом не заключает в себе творческого начала. Он не причастен к производству новых инструментальных ценностей и форм поведения. В его основе лежит селективный принцип. Он лишь отбирает те элементы культурного прогресса, которым суждено играть роль социальных символов, придает этим элементам ритуальную ценность и объединяет их в систему ритуальной культуры».

Своеобразные изменения претерпевает социальный символизм буржуазного общества под воздействием научно-технической революции. Развитие массового производства, средств массовых коммуникаций, социальной мобильности усложняет сохранение стабильности «стилей жизни» как в поведенческом плане, так и в плане предметного обеспечения.

Происходит известная нивелировка групповых субкультур, что свидетельствует лишь о специфических трудностях ритуальной символизации социальных граней «массового общества», а вовсе не об их исчезновении в современной капиталистической действительности. В этих условиях получает развитие схема социального символизма, основанная на соотнесении групповых субкультур с некой общенациональной моделью.

Такая система социального символизма есть не что иное, как мода. Различные группы обладают неодинаковыми возможностями и в разные сроки и с различной полнотой оказываются в состоянии реализовать этот общенациональный образец. Так через моду устанавливаются социальные дистанции.

Но всеобщее стремление «быть модным» в конце концов сводит на нет возможность символически отграничить себя от стоящих «ниже». Привилегированные группы формируют новый эталон, и весь цикл повторяется.

[в начало статьи]